Разное

Как эффективно общаться с людьми?

Несмотря на то, что мы говорим на одном языке, каждый из нас использует два основных стиля общения.В теории коммуникации существует множество моделей коммуникации. Одной из старейших и простейших является модель Г. Лассуэлла. Согласно ему, эффективная коммуникация состоит в том, что отправитель посылает информацию, соответствующую его намерениям, а получатель правильно ее читает.

На практике общение гораздо сложнее и включает в себя коммуникативные барьеры и так называемый шум, который определяется как любая форма помех или искажений, которые мешают или препятствуют эффективному общению. К ним относятся, среди прочего, шум, усталость и нечеткая артикуляция.

В просторечии мы воспринимаем общение как обмен словами между людьми. Однако разве мы общаемся с другими только и исключительно посредством речи?

Словесное общение

Вербальное общение основано на вербальном общении. Мы используем его, когда разговариваем с другим человеком, пишем электронные письма, читаем книги, слушаем радио,  рассказываем свежие анекдоты. Это сообщение, несмотря на все его языковое богатство, является неточным, поскольку, как известно, произнесенные фразы могут быть истолкованы по-разному.

Слова: «гениальная идея» — можно произнести в саркастической или восхитительной форме. Таким образом, передаваемое сообщение будет различным в зависимости от намерения отправителя, несмотря на использование одних и тех же слов.

Невербальная коммуникация

Нам не нужно открывать рот, чтобы наши тела посылали окружающему миру различные сигналы, выражающие наши эмоции, отношения и настроение. Стоит подчеркнуть, что это происходит спонтанно, без нашего ведома, например, когда мы нервничаем, у нас трясутся руки и дрожит голос.
Собеседник путем внимательного наблюдения может получить о нас ценную информацию, касающуюся, в том числе, с уверенностью, правдивостью и благополучием.

Благодаря этому у нас есть возможность влиять на процесс разговора, что позволяет нам подстраиваться под нашего собеседника.
Например, при встрече с очень запуганным человеком можно изначально понизить голос и замедлить речь, не делать резких жестов, которые могли бы обескуражить собеседника. Это позволит вам установить первый контакт и выстроить нить взаимопонимания, на основе которой мы потом будем развивать контакт.

Невербальное общение включает в себя:

  • мимика — наше лицо выражает эмоции, которые мы испытываем
  • пантомимика – движения тела, т.е. скрещивание рук, покачивания ногой. 
  • физиологические состояния — они выражают наше эмоциональное состояние. Это, например: дрожание рук, покраснение, слезотечение.
  • дистанция — расстояние, на котором мы стоим от собеседника
  • территориальность — пространственное поведение
  • скорость речи, тон голоса
  • ходьба
  • поза — как мы стоим или сидим
  • одежда и другие элементы внешности (например, макияж, прическа, украшения, татуировка)

Коммуникационные барьеры

Бывает, что, несмотря на наши искренние намерения, мы не можем общаться с другим человеком. С чем это связано? Что вызывает непонимание? Почему мы иногда интерпретируем сообщение вопреки намерениям собеседника?
Это явление связано с существованием коммуникативных барьеров, к которым относятся все факторы, затрудняющие нам понимание другого человека.

В основном они включают:

  • Культурные различия — культура, в которой мы выросли, оказывает огромное влияние на то, как мы воспринимаем реальность. Например, американцы, когда дело доходит до деловых вопросов, склонны быстро докапываться до сути. Японцы же стараются создать приятную атмосферу заранее, на что тратят до нескольких дней. Для них это проявление уважения к деловому партнеру, а любые попытки ускорить переговоры они считают большой неосмотрительностью.
  • Перцептивные трудности — бывает, что препятствиями для беглой коммуникации являются трудности, связанные с органами чувств, например, амблиопия, глухота, заикание.
  • Противоречие между вербальным и невербальным сообщением — по определению невербальные сигналы позволяют собеседнику конкретизировать содержание, передаваемое словами. Невербальные сигналы способствуют лучшему и полному пониманию сообщения. Бывает, однако, что вербальное и невербальное общение не поддерживают друг друга, а противоречат друг другу. Например, кто-то хвалит нас и при этом цинично улыбается.
  • Отношение к собеседнику — если данный человек не хочет строить контакт с данным человеком, с ним/ней будет сложно эффективно общаться. 

Эффективное общение

Коммуникационные барьеры могут привести к многочисленным недоразумениям. Однако есть несколько способов их избежать.

Прежде всего, важно осознать, что выработка соглашения – это трудоемкий процесс, требующий взаимной заинтересованности участников диалога. Вот почему так важно овладеть навыком активного слушания, в том числе и перефразирования. Он заключается в повторении содержания собеседника своими словами.

Благодаря этому у нас есть возможность убедиться, что мы хорошо поняли сообщение, а у собеседника выстраиваем убеждение, что нам интересно то, что он говорит.

В установлении контакта также может быть полезно войти в определенный ритм тела нашего собеседника и адаптироваться на невербальном уровне. Этот метод, называемый зеркалированием, позволяет вам говорить плавно.

Примером людей, которые идеально настраиваются, являются… влюбленные. Нетрудно заметить, что они ведут себя очень похоже и в то же время, что стоит подчеркнуть, очень естественно.

Стоит потратить время на оттачивание навыков, необходимых в процессе построения взаимопонимания. Они позволят эффективно и приятно общаться с окружающими.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.